Износ шин: когда нужно менять резину?

Износ шин — критический аспект безопасности автомобиля. Даже при аккуратной эксплуатации наступает момент, когда требуется замена резины. Остаточный износ зависит не только от пробега, но и от манеры вождения, давления, состояния подвески и развал-схождения. В ряде случаев он сигнализирует о неисправностях авто. Изношенные шины приводят к ухудшению управляемости, увеличению тормозного пути, повышенной вероятности аквапланирования. Разбираться в таких терминах, как «глубина износа шин»,«остаточный износ протектора» и т.п. необходимо каждому автовладельцу, чтобы точно определить момент, когда необходимо менять резину.

износ шин

Глубина протектора

Глубина протектора — это расстояние от поверхности рисунка протектора до днища канавки. Чем больше остаточная глубина протектора шин, тем эффективнее сцепление автомобиля на мокрой дороге и меньше риск потери управления. По мере эксплуатации износ рисунка протектора шин приводит к «гладким» участкам, ухудшению сцепления и аквапланированию.

Нормативы летних шин

Минимальная глубина износа шин — 1,6 мм, однако рекомендуется проводить замену покрышек при достижении 3 мм.

Нормативы зимних шин

Минимальная глубина износа  — 4 мм; при глубине протектора менее 4 мм «липучки» или шипованная резина теряют эффективность.

Методы проверки

    • Индикатор износа протектора шины. Многие автошины имеют встроенные пластиковые «вставки» глубиной около 1,6 мм. Когда высота протектора сравняется с уровнем индикатора, пора менять резину.

  • Линейка или штангенциркуль. Самый точный способ измерения — штангенциркулем измеряют глубину канавки в нескольких точках протектора.
  • Монета. Можно использовать, например, 10-копеечную монету, вставив её в одну из канавок протектора. Если надпись «копеек» остаётся видимой — значит, шина еще пригодна к использованию. Если же скрывается только обод монеты, то такую шину следует заменить.

Виды износа протектора и их причины

Износ по центру.

    • Признак: центральная часть рисунка изношена сильнее, чем плечевые зоны.

  • Причина: шина перекачена — уровень давления выше нормы. Нередко автовладелец проверяет давление в шинах не при холодных колесах, а после поездки, когда воздух нагрет и давление выросло. При чрезмерном давлении колесо при эксплуатации склонно «надуваться», боковые части отрываются от покрытия, и износ протектора по центру ускоряется.
  • Риски: износ шин автомобиля по центру приводит к снижению площади контакта на краях, ухудшается управляемость.

Износ по краям.

  • Признак: плечевые зоны (внутренний и внешний край протектора) стерты сильнее, чем центральная часть.
  • Причина: недокачанное колесо — давление ниже рекомендуемого. При недостаточном давлении боковые части автомобильных шин несут большую нагрузку, сильнее нагреваются и быстрее стираются.
  • Риски: износ шин по краям приводит к ухудшению амортизации и возможному повреждению подвески. 

Односторонний износ.

  • Признак: одна сторона протектора стерта сильнее, чем другая (внутренняя или наружная часть).
  • Причина: проблемы с развал-схождением и износ подвески (сайлентблоков, шаровых, втулок). Если угол установки колеса неправильный, нагрузка усиливается на одну грань рисунка протектора.
  • Риски: односторонний износ снижает управляемость и увеличивает риск аквапланирования, перегружает подвеску, повышает расход топлива и вероятность прокола.

«Пилообразный» износ.

  • Признак: зубчатые края блоков протектора (виден рисунок «как зубья на ножовке»), при этом центральные участки более гладкие. Такой «пилообразный» износ может быть не виден визуально, его определяют на ощупь.
  • Причина: проблемы с сайлентблоками, втулками стабилизатора, амортизаторами или рулевым управлением. Любые дефекты в подвеске вызывают вибрации и «пилообразный» износ рисунка протектора шин.
  • Риски: повышенный шум при езде, ухудшение управляемости. После замены покрышек советуем провести диагностику ходовой и заменить изношенные элементы подвески.

Пятнистый износ.

  • Признак: на шине появляются отдельные «плоские» участки, некоторый зоны стерты сильнее, чем другие.
  • Причина: жёсткое торможение без ABS, резкие маневры, пробуксовка, длительная стоянка. При резком торможении без ABS колеса блокируются, поверхность протектора шины подгорает и стирается пятнами.
  • Риски: такие пятна ухудшают контакт с дорогой, вызывают вибрации, ускоряют последовательный износ шины и могут привести к потере управляемости при торможении.

Диагональный износ.

  • Признак: протектор стирается по диагонали, узор «скошенный»; передняя кромка блока протектора стерта сильнее, чем задняя (наблюдается «диагональная трассировка»).
  • Причина: перегруз задней оси (частая перевозка тяжёлых грузов) и неправильная геометрия подвески. Чаще встречается на задних колесах переднеприводных автомобилей с некачественной регулировкой развал-схождения и при нарушениях торсионных характеристик штанг.
  • Риски: Диагональная траектория износа ведет к неравномерному контакту шины с дорогой, из-за чего ухудшается устойчивость и увеличивается тормозной путь, особенно при поворотах или на влажном покрытии. Такая шина быстрее перегревается, что повышает риск повреждений, а чрезмерная нагрузка на элементы подвески ускоряет их износ.

Повреждения и дефекты

Резина подлежит немедленной замене, если выявлены следующие признаки:

  1. Грыжи (выпуклости на боковине)

При визуальном осмотре видно выпячивание боковой стенки, похожее на бугорок или «грыжу». Такой дефект возникает при ударах о бордюр, ямы или при наезде на препятствие с неправильным давлением, например, когда глубина протектора не соответствует норме. Если вы обнаружили грыжу, не продолжайте ездить на такой покрышке.

  1. Глубокие порезы и трещины

Крупные порезы, прорези и трещины нарушают целостность резины, способствуют тому, что внутренняя структура шины (корд) теряет жесткость. Особенно опасны трещины на боковине: они могут свидетельствовать об износе вследствие старения или о механическом воздействии острыми предметами. Если при осмотре вы заметили, что даже небольшая трещина проходит сквозь слой резины, лучше сразу запланировать ее замену и не пытаться ремонтировать покрышку «временными» средствами. Порез может ухудшить сцепные характеристики и спровоцировать усиленное нагревание.

  1. Вмятины, бугры, деформация формы

Неровности на поверхности шины, подобные вмятинам или «гребням», указывают на то, что при езде подвеска автомобиля не обеспечивала равномерное распределение нагрузки. Например, износ шин автомобиля мог быть спровоцирован изношенными амортизаторами или шаровыми опорами. В результате образуются бугры, а рисунок становится нестандартным. Если при осмотре поверхности протектора вы чувствуете руками неровности, а при движении замечаете дрожание кузова, учащенные вибрации руля или едва заметное «убегание» автомобиля в сторону, это повод обратиться в автосервис. Шины с заметной деформацией чаще всего не подлежат восстановлению.

  1. Видимые признаки старения

Со временем состав резины меняется под воздействием кислорода, ультрафиолета и высоких температур. На боковинах и протекторе могут появиться мелкие микротрещины — первые «камешки» будущей серьезной проблемы. Такой износ резины трудно заметить при беглом осмотре, но если края рисунка протектора на ощупь стали более жесткими, а между блоками видны мелкие трещины, значит, резина потеряла эластичность. 

Использование старых шин может вызвать остаточный износ протектора и не позволит обеспечить должное сцепление с дорогой. Опытные автомобилисты знают: «изношенные шины» — это не только низкий рисунок протектора, но и сухая «старческая» резина, склонная к растрескиванию.

Диагностика шин по поведению автомобиля

Даже если визуально определить «категорию износа шин» сложно, изменение поведения авто подскажет, что пора менять резину.

  1. Вибрации на руле

При лёгком касании руля водитель ощущает мелкие, но заметные «пульсации», особенно на скорости свыше 60 км/ч. Такие вибрации указывают на то, что износ шин стал критичным или нарушена балансировка колёс. Шина с неровными участками (вмятины или бугры) не передаёт нагрузку равномерно, и рулевое колесо начинает «играть» в руках.

  1. Увод в сторону

Автомобиль самопроизвольно смещается в какую-то сторону, даже если дорога ровная, а руль держится прямо. Это может быть связано с неравномерным износом колес. Чаще всего это замечают при движении по прямолинейному участку без сильного ветра. Если шины стерты сильнее на одну сторону, то машину будет тянуть вбок.

  1. Повышенный шум

При износе рисунка протектора возникает резонанс внутри шинного блока, и во время езды водитель слышит характерный «гул» или «шуршание», особенно на скорости свыше 80 км/ч. Если же звуки усиливаются, значит, остаточный износ близок к минимальной глубине, и шина уже «просто стерлась».

  1. Дрожание кузова

При дефектах покрышки, таких как «плоские пятна», грыжи или бугры, кузов может слегка «дрожать» при прохождении неровностей. Это сигнал, что изношенные шины не обеспечивают эффективную амортизацию, и подвеска работает в усиленном режиме, чтобы компенсировать неровности. Это может указывать на износ резины, неправильное давление, или же на механическую деформацию покрышки.

Возраст шин и рекомендации по их замене

  • Для автомобиля, находящегося в активной эксплуатации (пробег более 20 000 км в год, частые дальние поездки, высокие скорости), целесообразна замена резины через 4-6 лет с даты производства. Даже если износ протектора шины минимальный, возрастные изменения (старение состава, мелкие микротрещины) делают такие автошины менее надежными. Производители указывают на боковине дату изготовления.
  • Максимальный срок службы — до 10 лет. Даже если шины выглядят «как новые», после 10 лет эксплуатации резина теряет свои свойства и уже не обеспечивает надёжное сцепление с дорогой, особенно в критических ситуациях (мокрый асфальт, занос). Совсем старые шины опасны и могут стать причиной аварии. 

Советы по уходу и продлению срока службы шин

  • Поддерживайте правильное давление. Регулярно (не реже раза в месяц и перед дальними поездками) проверяйте давление с помощью манометра. Оно должно соответствовать рекомендациям автопроизводителя. При «перекачивании» протектор протирается в центре (центральный износ), а при «недокачивании» – по краям. Если давление не соответствует нормам, износ колес будет увеличиваться быстрее.
  • Делайте развал‐схождение. Раз в сезон (либо через каждые 10–15 тыс. км) проверяйте углы установки колёс. При неправильном «сход-развале» износ шин автомобиль становится односторонним. Коррекция геометрии поможет продлить срок службы покрышек.
  • Меняйте местами передние и задние шины. Рекомендуется каждые 8–10 тыс. км переставлять шины местами: передние ставить назад, задние - вперед. Таким образом нагрузка распределится более равномерно, что уменьшит износ.
  • Храните резину в тени, вертикально, в мешках, на стеллаже. Если после замены колес шины хранятся правильно, без воздействия солнца и резких перепадов температуры, ее старение сводится к минимуму. Оптимально класть колёса вертикально, завернутыми в плотный чехол или мешок, чтобы защитить от влаги и ультрафиолета. Не храните шины у источников тепла, рядом с химикатами или возле отопительных приборов.
  • Следите за подвеской. Постоянные удары на неровностях и ямах ускоряют износ. Изношенные амортизаторы, шаровые опоры, втулки и сайлентблоки препятствуют равномерному распределению нагрузки. В результате образуются «вмятины, бугры» и пилообразные дефекты протектора. Регулярная диагностика подвески (каждые 15 тыс. км) позволит вовремя выявить неполадки и избежать преждевременной замены.

Заключение

Своевременная замена шин — это в первую очередь вопрос вашей безопасности. Износ шин легковых автомобилей со временем неизбежен, но его можно контролировать. Регулярно проверяйте протекторы, особенно перед сезонным «переобуванием». Обращайте внимание на индикатор износа, чтобы оценить остаточную  глубину. Ухаживайте за резиной правильно (поддерживайте рекомендуемое давление, делайте сход‐развал, своевременно меняйте местами колеса, контролируйте состояние подвески), тем самым вы повысите срок службы и безопасность на дороге. Затратив время на регулярную диагностику, вы избежите более серьезных последствий и дорогостоящего ремонта автомобиля.